Выбор методов исследования обусловлен поставленными задачами. Для исследования личностных диспозиций обследуемых использовалось клиническое интервью. Данная методика позволяет верифицировать данные, полученные тестовыми методиками, а также получить общую оценку личностных диспозиций участников исследования.
Для исследования индивидуальных отношений испытуемых к своему «Я», «болезни» и «здоровью» использовалась методика «личностный дифференциал». Данная методика позволяет количественно оценить три фактора: «оценка» (О), «сила» (С), «активность» (А) и наилучшим образом реализует поставленные задачи.
Для исследования выраженности личностной и ситуативной тревожности, а также структуры тревожности каждого испытуемого использовалась методика ИТТ (интегративный тест тревожности).
Для исследования исходного социально-психологического стресса больных использовался метод цветовых выборов (МЦВ). Метод цветовых выборов, представляющий собой модифицированный восьмицветовой тест Люшера, позволяет определить личностные особенности человека в конкретной ситуации, а также характеризует ситуативную реакцию и ситуативное состояние испытуемого. Таким образом, назначение обеих методик (ИТТ и МЦВ) обеспечивает реализацию поставленных задач.
Методики:
1.
Клиническое интервью
составлялось на основании обзора литературных материалов и преследовало две цели: верификация данных, полученных тестовыми методиками, а также получение общей оценки личностных диспозиций участников исследования. Интервью состоит из 5 блоков:
- Знакомство, установление контакта, снятие напряжения у больного.
- Подтверждение анамнестических данных.
- Выявление преморбидных особенностей личности.
- Выявление наличия психологических конфликтов и их специфики.
- Выявление особенностей внутренней картины болезни.
Особенности реакции на диагноз « рак », выявляемый с помощью интервью (Приложение1), были выделены на основании обзора литературных материалов по психологическим особенностям онкологических больных.
Их было выделено 15:
1. Чувствительность;
2. Зависимость;
3. Независимость;
4. Активность;
5. Пассивность;
6. Агрессивность;
7. Уверенность;
8. Раздражительность;
9. Алекситимия;
10. Интрапунитивность;
11. Недоверчивость;
12. Депрессия;
13. Расстройство сна;
14. Тревожность;
15. Потребность в эмпатии;
Общее время беседы по клиническому интервью составляло 40-60 минут.
2. Методика «Личностный дифференциал»
применяется в ситуации, когда требуется количественно описать индивидуальное отношение испытуемых к каким-либо аспектам его окружения или внутреннего мира. Этот метод позволяет моделировать личность не как совокупность формальных измерений, а как систему личностных смыслов или отношений. ЛД представляет собой набор биполярных семибалльных шкал, описывающих три фактора: «оценка» (О), «сила» (С), «активность» (А). Для шкал (факторов) ЛД характерно существенное ограничение, состоящее в «размытости» используемых сочетаний стимулов и шкал; составляется таким образом, чтобы не допустить такого сочетания, при котором ответы испытуемого были бы буквальными, отражающими объективные качества, а не субъективные отношения к ним испытуемых.
Измерения проводятся в отношении показателей: «Я», «Болезнь» и «Здоровье». Для расчета оценки сдвига значений между показателями «Я» и «Болезнь», «Я» и «Здоровье», а также «Болезнь» и «Здоровье», рекомендуется применять формулу D (ab) :
D(ab)=(О1-О2)2+ (С1-С2)2+ (А1-А2)2, где
О1 и О2- значения по фактору О,
С1 и С2 - значения по фактору С,
А1 и А2 - значения по фактору А. 3. Методика ИТТ (интегративный тест тревожности)
Методика разработана в лаборатории клинический психологии Психоневрологического института им. В.М.Бехтерева ( авторы: д.мед. наук, проф. Л.И.Вассерман, канд.психол.наук А.П. Бизюк, канд. мед.наук Б.В. Иовлев).
Интегративный тест тревожности представляет собой экспресс-диагностический клинико-психологический инструмент для выявления уровня выраженности тревоги как ситуативной переменной и тревожности как личностно-типологической характеристики (основные шкалы ИТТ) у подростков и взрослых.
Одной из основных особенностей ИТТ является его многомерность, которая реализуется путем выделения 6 дополнительных субшкал, раскрывающих содержательный характер самооценки аффективного состояния, определяемого тестом: эмоциональный дискомфорт, астенические и фобические компоненты, тревожная оценка перспектив и социальная защита. Эти субшкалы также оцениваются по степени их выраженности наряду с общей оценкой ситуативной и личностной тревожности, однако дают возможность рассматривать последние как сложные структуры.