Региональные обследования населения, затрагивающие вопросы планирования семьи, в целом показывают высокий уровень распространенности контрацепции, не намного уступающий уровню других развитых стран. Так, по данным выборочного опроса женщин (1745 чел.), проживающих в Краснодарском крае, 87% сексуально активных женщин предохраняются от беременности. По данным РЗРЖ-1999, 73% опрошенных женщин в возрасте от 15 до 44 лет, живущих с постоянным партнером, применяют какие-либо противозачаточные методы, в том числе 53% применяют современные методы контрацепции (в среднем по трем регионам России). Даже среди женщин, не имеющих детей, доля использующих контрацепцию составляет 48%.
Уровень использования контрацепции среди женщин, имеющих постоянного партнера, не сильно различается по возрастным группам, за исключением крайних, достигая максимума (почти 80%) в возрасте 30-34 лет (РЗРЖ-1999). При этом большинство замужних женщин, которые не применяют методов контрацепции, объясняют это такими причинами, как отсутствие сексуальной жизни, нарушение фертильности, беременность либо желание забеременеть, кормление грудью и т. п. Подсчитано (РЗРЖ-1999), что уровень неудовлетворенных потребностей в планировании семьи (доля женщин, подверженных риску зачатия, не планирующих забеременеть в ближайшее время, но не пользующихся противозачаточными средствами) составляет 11-12%. Для сравнения: в Нидерландах, по данным Fertility and Family Survey, этот показатель меняется от 2 в возрасте 25-29 лет до 7% в возрастных группах 18-19 и 35-39 лет
Почти 1/3 экспертов в области планирования семьи, по данным уже упоминавшегося опроса, настроены пессимистически в отношении будущего развития услуг по планированию семьи в России. Помимо ограниченности ресурсов улучшению ситуации, по мнению большинства специалистов, препятствуют разрозненность мероприятий по охране репродуктивного здоровья, сохранение традиций формализации профилактической деятельности, инертность медицинской общественности, слабое информационное обеспечение действий по снижению абортов.