Мотивация первоначального употребления алкоголя и последующего злоупотребления бывает различной. В качество первой чаще всего приводится "реакция имитации", "реакция группирования со сверстниками". Предметом подражания становятся выпивки других членов группы, семьи, старших, отдельных "значимых" сверстников, кумиров подростковой моды, а также подспудная пропаганда алкоголя средствами массовой информации, особенно зрительной - сцены выпивок, застолий, тостов в теле- и кинофильмах.
Реакция группирования со сверстниками дает себя знать фактором конформности с группой - желанием быть "как все", стремлением, чтобы "признали своим". Строго говоря, выбирается не алкоголь, а компания сверстников. В пьющую компанию тянет подростков, не имеющих или утративших перспективы в жизни, или жаждущих вырваться из-под опеки старших в силу реакции эмансипации.
В качестве одного из факторов приводится любопытство - желание познать неизведанное, пережить необычно веселое настроение.
Регулярное злоупотребление может также в качестве мотивации иметь реакцию группирования со сверстниками ("не отставать от своих") или имитировать поведение старших, но постепенно все более проявляется действие нового фактора - желания поднять настроение, облегчить контакты со сверстниками в особенности эмоциональные, "не переживать", т.е. не думать о неудачах и неприятностях и не страшиться предстоящих трудностей.
В качестве причины выпивок 14% подростков женского пола привели довод, что умеренные дозы алкоголя "полезны для здоровья". Вряд ли это служит истинной мотивацией, хотя подобные суждения в прошедшие времена были широко распространены в населении и даже разделялись некоторыми врачами.
На I стадии алкоголизма ведущим мотивом становиться жажда эйфории или сходных необычных ощущений. На II стадии к этому присоединяется компульсивное влечение, связанное с физической зависимостью от алкоголя.
П.И. Сидоров попытался систематизировать "механизмы алкоголизации" у подростков в виде следующей схемы: "индукция" (влияние группы сверстников), "стимуляция" (жажда ощущения подъема, бодрости при астении вследствие регулярных выпивок), "деформация" (следствие не сформировавшихся жизненных установок, отсутствия увлечений) и "срыв реактивности" (падение сопротивления организма действию алкоголя - от утраты рвотного рефлекса до амнестических опъянений и физической зависимости).
По мнению И.Г. Уракова и И.Б, Власовой, смена мотивов происходит в зависимости от возраста подростков: до 12 лет - подражание членам семьи, в 13-14 лет - "протест" семье и старшим, в 14-15 лет - выступает реакция эмансипации и имитации поведения сверстников, в 15-16 лет начинают более сказываться питейные традиции.
Тип акцентуации характера и тип психотерапии оказывают существенное влияние на мотивацию употребления алкоголя, как первоначальную, так и последующую регулярную.
При неустойчивом типе мотивом служит поиск легких развлечений, удовольствия, бездумного времяпрепровождения, поэтому предпочитаются неглубокие эйфоризирующие степени опьянения и вино обычно привлекает больше, чем водка и другие крепкие напитки. Мотировкой предпочтения служит довод, что "водка - невкусная" или гораздо реже более точный - "водка слишком быстро валит". Поиск веселого времяпрепровождения в своей компании легко становится причиной частых выпивок.
При гипертимной акцентуации побудительными мотивами нередко становятся безделье, отсутствие занятий, способных вызвать интерес, невозможность дать выход кипящей энергии (выпивки "от нечего делать"). К этому могут добавиться бравада перед сверстниками и постоянное желание лидировать в компаниях.