Современные западные врачи рекомендуют несколько одобренных методов обучения ребенка «туалетному делу». Первый метод предложен доктором Бразелтоном: здесь «процесс» растянут на несколько недель или даже месяцев. Сначала горшок просто появляется в комнате, затем ребенок берет его в руки, начинает с ним играть, садится на горшок в одежде. На следующей стадии ребенка сажают на горшок без подгузника, потом в горшок начинают бросать «содержимое» подгузника, а затем… покупают «тренировочные трусики».
Второй метод создали Азрин и Фокс в 1974 году. Он описан в книге «Приучение к горшку? Меньше, чем за день!». Авторы считают, что ребенка можно приучить всего за день, если он достаточно к этому готов. Азрин и Фокс предлагают снять с ребенка подгузники всего на 1 день, и в течение дня проводить интенсивное обучение: читать специальные комиксы, показывать мокрых кукол и напоминать о супергероях, которые «умеют это делать», а также поощрять ребенка конфетами. Если малыш не сумел сориентироваться всего за один день, рекомендуется… снова надеть на него подгузник и подождать другого «удачного дня» — вероятно, тогда ребенок окажется «более готовым».
Подход Азрина и Фокса кажется мне жестоким и лишенным уважения к ребенку. Я читала слишком много писем от родителей, дети которых заходились в истерике, не сумев за один день одолеть «чудесную методику». Сами родители чувствовали себя при этом растерянными и опустошенными. Даже Американская Академия Педиатров, которая рекомендует этот метод как один из возможных, считает его «нежелательным, т.к. присутствует возможность физического оскорбления ребенка».
Третий метод особенно популярен у родителей, проповедующий гуманный и мягкий подход. Он заключается в том, что горшок просто-напросто ставится в комнате после достижения ребенком определенного возраста. Родители надеются, что, взрослея и наблюдая, ребенок поймет назначение горшка и начнет старательно пользоваться; при этом сами родители время от времени сообщают ребенку полезную информацию и ненавязчиво его поощряют.
Все перечисленные методы имеют между собой кое-что общее, а именно: предварительное ношение подгузников до довольно большого возраста. Так или иначе, каждый метод основан на «теории готовности», и все они игнорируют очевидные факты, а именно:
— Малыши осознают потребность «сходить» с рождения;
— Новорожденные могут и хотят общаться со старшими, объяснять свои потребности, в том числе и в высаживании. Они ясно разговаривают на языке мимики, звуков, эмоций. Нет необходимости ждать до тех пор, пока ребенок сможет объяснять свои потребности словами и логическими подтверждениями.
— Долгосрочное использование подгузников не является необходимым и часто совершается принудительно;
— Если дать ребенку возможность, то он (или она) с самого раннего возраста будет контролировать «выделительные дела»;
— Ребенок, чьи потребности в высаживании игнорируются в течении длительного времени, теряет с ними ассоциативную связь. Теперь он (или она) забывает природную возможность и также начинает игнорировать собственные импульсы.