Изучение проблем, механизмов и способов развития человека всегда составляло важный аспект психологического познания. Поэтому выделение психологии развития в самостоятельную область знания носит несколько парадоксальный характер. В самом деле, с одной стороны, изучаемые в общей психологии психические функции и состояния всегда трактовались как процессы и исследовались в общей психологии в определенной временной перспективе и в динамике, т.е. по крайней мере в аспекте микроразвития. С другой стороны, уже давно (с начала XX века) выделившаяся в особую область возрастная психология изучает макроразвитие, т.е. возрастные изменения в психике человека в течение его жизни. Правда, при этом акцент всегда ставился на изучении генезиса психики, т.е. на возникновении и становлении психических функций, процессов и свойств личности, в основном до взрослого состояния. Поэтому в возрастной психологии долгое время явно преобладала проблематика изучения детства и юношества по сравнению с менее интенсивно исследовавшимися зрелостью и тем более старостью человека.
Это нашло свое отражение в формировании в начале XX века педологии как комплексной дисциплины, всесторонне изучающей развитие ребенка средствами психологии и смежных с ней наук о человеке. Как это ни парадоксально, но факт, что и аналогичная комплексная наука о старости - геронтология - оформилась в самостоятельную дисциплину значительно раньше, чем акмеология, которая также является интегративной наукой о зрелости человека - возрастной, личностной, социальной -и о развитии его профессионализма и творчества.
Казалось бы, психологическое значение именно этих аспектов зрелости взрослого, работающего человека как наиболее активного элемента социума должно было бы не в меньшей мере интересовать общество, чем их онтогенез в детстве, изучаемый педологией. Однако логика развития наук о человеке такова, что в начале XX века оформились те области психологии, которые обеспечивали социальный заказ на обслуживание общественной практики общего дошкольного и школьного образования. Это привело к тому, что в психологическом изучении проблематики развития доминировали вопросы детской и педагогической психологии, оттесняя на задний план психологию зрелого возраста и психологию профессий.
Чем же объясняется проявившийся лишь в конце XX века интерес к психологии развития человека в целом и к изучению его зрелости в частности акмеологией? Именно в этот период особую остроту приобретает социальная потребность в специалистах различного профиля в сфере управления, менеджмента, социальной работы с высоким уровнем профессионализма и мастерства, изучаемых акмеологией. Поэтому недостаточно обеспечивать получение детьми общего образования: его необходимо рассматривать и как профессионально-предстартовое обучение, т.е. в контексте не только возрастного и образовательного развития, но и социального и профессионального.
Более того, в связи с ростом продолжительности жизни в развитых странах возник социальный заказ на реализацию трудовых потребностей, ресурсов, профессионального и жизненного опыта пожилых людей, чем и объясняется интерес к геронтологии, изучающей постпрофессиональное развитие человека стареющего.
Таким образом, в последней трети XX века не только оформился социальный заказ на психологическое изучение развития человека как целостного макропроцесса (включающего детство, зрелость, старость), но и сложились дополнительные научные предпосылки для этого в виде завершения формирования новых комплексных дисциплин - педологии, акмеологии, геронтологии. Более того, в связи с наметившейся в последней трети XX века переориентацией обучения на непрерывное образование человека на всех возрастных ступенях (т.е. детства, юности, зрелости, старости) помимо традиционной педагогики, обслуживающей школьное обучение, можно ставить вопрос о создании науки "юногогики" о юности, изучающей развитие человека в юношеском возрасте в процессе личностного самоопределения и формирования его социально ориентированного мышления, а также специальной прикладной дисциплины "геронтогогики", обслуживающей процессы социализации и образования юношей и девушек. Необходимо способствовать формированию дисциплин, разрабатывающих методы профессионального образования взрослых учащихся и постпрофессиональную переподготовку пожилых людей.