Конфликтология занимается изучением роли внутри- и межличностных конфликтов в разных сферах человеческой деятельности, а также разработкой способов овладения ими в целях развития профессионального творчества. Как комплексная научно-практическая дисциплина конфликтология возникла сравнительно недавно на стыке ряда гуманитарных наук: социологии, политологии, права, педагогики, психиатрии, психологии. Существенная особенность конфликтологии - то, что она рассматривает конфликтные процессы и включенных в них людей в конкретных ситуациях различного типа: от межнациональных и социальных до групповых и личностных.
Ситуационная нацеленность в изучении интра- и интерсубъективности определяет онтологический статус конфликтологии как науки, рассматривающей синхронический аспект человеческого бытия. И это понятно, ибо реальный конфликт всегда так или иначе локализован определенной ситуацией, в него вовлечены конкретные люди. Эта вовлеченность носит ситуативно-синхронический характер, хотя детерминирована многими (в том числе глубинными) факторами, определяющими специфику возникновения и разрешения той или иной проблемно-конфликтной ситуации.
Акмеология изучает диахронический аспект бытия человека, акцентируя внимание на продуктивности его профессиональной деятельности (в виде творческих достижений, социального признания, личного успеха и т.п.) на различных возрастных этапах жизни. Одним из ключевых вопросов для акмеологии является проблема становления и развития творческого потенциала человека в различных видах профессиональной деятельности в сфере управления [19], науки и изобретательства, предпринимательства, образования и т.п.
При этом необходимо преодолеть шаблоны возрастного (восходящего к педологии) подхода к акмеологической проблематике. Согласно ему, продуктивность профессионального творчества трактуется как кумулятивный эффект, производный от раскрытия возрастных возможностей человека, хотя и обусловленных социальными факторами (образованием, карьерой и др.).
Альтернативой служит предлагаемый мной [20] системно-функциональный подход к акмеологии, согласно которому она призвана изучать процессы становления творческого потенциала человека, ведущие к успеху в профессиональной деятельности (с учетом се культурологических, социологических, психологических, физиологических, генетических и иных детерминант), достигающей в своем развитии оптимальной стадии творческого мастерства и определенного общественного признания. Важная психологическая особенность успеха состоит в том, что он, с одной стороны, всегда очевиден и конкретен (и в этом смысле ситуативен), а с другой - результат длительного (т.е. диахронического), весьма противоречивого, конфликтного развития субъекта деятельности во взаимодействии многих ее детерминант. Таким образом, концепция творческого "акме" как профессионального успеха, реализующего развитие творческого потенциала, должна строиться на базе концептуально-методологического взаимодействия диахронической акмеологии и синхронической конфликтологии, ибо они находятся в отношении взаимной дополнительности, изучают макро- и микроаспекты творчества. Конфликтология исследует проблемно-конфликтные ситуации микроразвития творческого потенциала, а акмеология - процессы и результаты его макроразвития.
Конструктивность категорий синхронии и диахронии для анализа творческой деятельности'отмечалась в работах М. Бахтина и специально исследовалась в современной рефлексивной психологии творчества [21]. Разработанная в ее рамках концептуальная модель успешного разрешения проблемно-конфликтных ситуаций служит конструктивным средством описания и изучения творческого достижения успеха с учетом взаимодействия синхронического и диахронического аспектов инновационного процесса. Согласно этой модели, выделяются два вида содержаний сознания субъекта творческой деятельности: интеллектуальные (презентирующие ее предметности, отражающие проблемно-конфликтную ситуацию и преобразующие ее процедуры) и личностные (презентирующие образ "Я", раскрывающиеся и развивающиеся в процессе преодоления данной ситуации), а также соответствующие им смыслы.