1. Ребенок начинает расставлять вещи по своим местам.
2. Ребенок становится социальным, хочет порадовать родителей.
3. Ребенок проявляет свою независимость при помощи слова «нет».
4. Загрязненные подгузники вызывают дискомфорт, и ребенок требует их сменить.
5. Ребенок проявляет интерес к обучению туалетным навыкам (например, идет за Вами в туалетную комнату).
6. Ребенок способен почувствовать необходимость сходить на горшок и выразить это желание каким-либо образом.
7. Ребенок достаточно уверенно ходит, может садиться, нагибаться, поднимать небольшие предметы.
8. Ребенок умеет снимать и одевать штанишки.
9. Ребенок способен оставаться сухим в течение не менее двух часов или просыпается сухим после дневного сна.
10. Время испражнений стало более регулярным.
11. Ребенок понимает обращенную к нему речь, может выразить простейшие желания, произносит первые слова.
Список неоднозначный и явно притянутый за уши. Например, первый пункт гласит: «Ребенок начинает расставлять вещи по своим местам» — намекая на то, что малыш уже понимает местонахождение горшка и может его найти. Новорожденный не может знать, где находится «туалетное место», но он точно знает, что должен спросить об этом маму. Именно поэтому ребенок «сигналит» — потому, что мама знает, где находится «правильное место», и потому, что в первые 6 месяцев это место может постоянно меняться, когда мама путешествует с ребенком на руках. Пункты второй и третий явно противоречат друг другу. Интересно, как должен вести себя ребенок, который является социальным и хочет порадовать своих родителей, но уже умеет сказать «нет»? Здесь заранее заложен конфликт интересов; дождавшись до этого возраста, родители часто обнаруживают ребенка, который всерьез сопротивляется попыткам приучения к горшку. Все детишки социальны с рождения, с самых первых дней им понятно, довольны ли ими родители. Желание сделать маме приятное близко и понятно новорожденному.
Пункт четвертый «загрязненные подгузники вызывают дискомфорт» однозначно является жестоким. Он предполагает, что ребенок до полутора-двух лет не способен чувствовать дискомфорт в мокрых или грязных подгузниках, но это совершенно не так. Дети чувствуют дискомфорт намного раньше (а особенно «хорошо» его чувствуют дети с раздражениями или воспалениями кожи), и они способны это объяснить. Просто западный взрослый, изначально отдалившийся от ребенка и поместивший его в детскую кроватку, понимает детские сигналы только тогда, когда ребенок начинает разговаривать и «проявляет свою независимость при помощи слова „нет“». В ряде случаев ребенка можно приучить к тому, что он или она не будут «замечать» грязного или мокрого подгузника — но попробуйте представить, как «легко» потом пойдет переобучение.
Пункты пятый и шестой относятся к этой же теме: дети изначально, с рождения «проявляют интерес к обучению «туалетным навыкам». Они способны объяснить свою потребность и отчаянно пытаются это сделать — просто их не понимают «необученные» старшие. Западный взрослый, занавесивший ребенка мобилем, заткнувший ему или ей рот соской и вручивший в руки погремушку, гасит природную способность ребенка объясняться и распознавать сигналы своего тела. Взрослый ждет, пока малыш сможет «понимать обращенную к нему речь, сможет выразить простейшие желания, произнесет первые слова» (см. пункт 11). Непонятно только, почему это должно случиться после «полутора-двух лет»? Мамы в менее цивилизованных странах понимают детишек с рождения. Происходит это по всему миру.