Как соотносятся духовное и душевное здоровье? Можно ли быть больным и духовно здоровым? И, напротив: будучи духовно больным сохранять психическое здоровье? Вопросы эти не новы.
Духовное и душевное в человеке значительно разнятся. Как пишет святитель Феофан Затворник: «душевность же в человеке, не приявшем благодать или потерявшем ее, как облако, какое стоит между лицом человека и Богом, пресекая общение между ними… Преобладание души ровно как и преобладание тела, есть отрицание жизни по духу». Бывший некогда популярным в советской медицине лозунг «В здоровом теле – здоровый дух» с нравственных позиций совершенно неверен.
Крепкое тело (как и высокая эрудиция) отнюдь не является предпосылкой духовной зрелости. Можно ли назвать духовно здоровым какого-нибудь доктора наук, который ни разу в своей жизни не открыл святое Евангелие, хотя по роду своей деятельности переворошил не одну сотню книг? Думается, что нет.
Но бывает и наоборот. У глубоко верующего человека развивается душевный недуг. И человек живет, молится, ходит в храм, но обнаруживает некоторую психическую несостоятельность. Какой же может быть ответ на эти вопросы? Насколько спасительна может оказаться душевная болезнь для православного человека, настолько губительны духовная пустота и нравственное растление у здравомыслящего. Судьбы Божии раскрываются в вечности. Там нам уготованы Суд и воздаяние за наши дела.
Психическая болезнь тяжелый крест. До конца познать тайну ее возникновения и духовный смысл не удастся. Как нам до конца не понять и души человеческой, ибо она образ Творца. Поэтому и нет универсальной причины, объясняющей возникновение психических расстройств. Психические болезни лишь частный случай повреждения человеческой природы.