Как одевать, купать, кормить ребенка, ухаживать за ним, знают все родители, но о том, что нравственное (в том числе и половое) воспитание должно начинаться с первых лет жизни ребенка, знают далеко не все. Половое воспитание предусматривает постепенное познание основ взаимоотношений мужчины и женщины в целом. Оно начинается уже тогда, когда ребенок наблюдает за взаимоотношениями отца и матери. Поведение их может стать решающим для всего воспитания. Было бы ошибкой считать, что воспитание происходит лишь тогда, когда отец или мать поучают ребенка и дают ему указания. Все поведение родителей воздействует на малыша.
Уважение к родителям не приходит само, оно воспитывается постепенно, в течение длительного времени. Добиться уважения детей родители могут разными способами. Например, отец или мать за провинность наказывают сына или дочь. Ребенок будет бояться наказания, слушаться беспрекословно родителей. Но это будет ложный авторитет – «авторитет подавления». Различают также «авторитет доброты» и «авторитет подкупа», когда ребенка непомерно захваливают или когда он за хорошую отметку, за послушание получает подарок. Особенно отрицательно действует на психику ребенка таких ложных авторитетов, как «авторитет чванства» – презрительное, высокомерное отношение к другим людям со стороны родителей, что становится примером для подражания ребенка, «авторитет педантизма и резонерства», когда родители опекают каждый шаг ребенка, читают ему длинные нравоучения.
Мелкая опека со стороны родителей, отсутствие инициатива в подростковом и юношеском возрасте порождают безвольного человека.
Половое воспитание в семье – это часть нравственного воспитания. Не следует считать его недоступным для родителей. Важно одно – не отрывать полового воспитания от воспитания гражданина. В семье растет ребенок. Примерно в возрасте трех лет он задает вопрос: «Откуда берутся дети?», который нередко подвергает родителей в смятение, они не знают, что ответить, им начинает казаться, что ребенок их «чересчур быстро развивается и хочет знать то, что ему еще рано знать». Попытка избежать ответа на вопрос ребенка не достигает цели – он все равно будет искать его. Однако излишняя откровенность может стать столь же вредной, как и замалчивание. Любые задаваемые детьми вопросы, даже самые щекотливые не содержат в своей основе полового интереса. Задают же дети вопросы из любопытства. Разумнее всего ответить примерно так: «Ребенок бывает сначала очень-очень маленьким. Растет он в мамином теле очень долго. Когда он вырастет и ему становится тесно, его отделяют от мамы. Так как это больно, приходится лечь в больницу». Ребенок будет удовлетворен таким ответом и проникнется любовью к сестре или братику. Другой ответ может не достигнуть цели, ибо ребенок, конечно, слышал разговоры взрослых о том, что мать собирается в больницу и что в семье скоро появится ребенок.
Правильное поведение родителей, умение не уклоняться от ответов на сложные и «трудные» вопросы, сохранять спокойствие и самообладание, имеет большое значение в воспитании детей. Нездоровый и преждевременный интерес к половым вопросам может вызвать знакомство ребенка с половой жизнью взрослых. Ребенок ни в коем случае не должен видеть интимных ласк взрослых. Он может быть свидетелем лишь дружеского и любовного отношения отца и матери друг к другу.