Медицинская деонтология учит тому, что в ряду иных специалистов врач особенно часто оказывается обладателем наиболее сокровенных, интимных сведений, получаемых от обслуживаемых им больных. Такая информация о сокровенных мыслях и переживаниях больного оказывается наиболее исчерпывающей и точной, а следовательно, и ценной для врача всегда тогда, когда больной убежден в доверительном характере своих сообщений и сохранении излагаемых сведений в глубокой тайне, т. е. в строгом сохранении профессиональной тайны. Не случайным является то, что доверие к врачу пропагандировалось еще в древние времена. Индийская пословица хорошо раскрывает это: «Можно страшиться брата, матери, друга, но врача—никогда».
С древнейших времен известно существование положений о врачебной тайне, которые были довольно широко представлены в известной клятве Гиппократа: "Чтобы при лечении - а также без лечения - я ни увидел и ни услышал касательно жизни людей из того, что не следует разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной",
а также в задолго предшествовавших ей клятвах жрецов.
Следует особое внимание из этого обратить на то, что не все сведения, полученные от больного являются тайной, поэтому врач должен критически оценивать их. И в этом заложен большой гуманистический смысл.
Врачебная тайна связана не только с тем, что больной или его родственник может сказать врачу что-то сокровенное, о чем никто не должен знать из близких и соседей. Существенным обстоятельством может быть также и то, что врач осматривает всего больного в его первозданном виде и видит все принадлежащие ему физические достоинства и недостатки. И о них тоже никто не должен знать. На данное обстоятельство обращали внимание врачи уже далеких от нас времен.
Еще в средние века в одной из грузинских врачебных книг "Цигин саакимон" говорилось по этому поводу: "В трех случаях врачу вполне доверять больше всякого другого случая. Первый случай касается жизни человека. Второй связан с его имущественными благами, третий связан с охраной семейной чести. Когда врач придет в семью, никто не должен скрываться от него, молодые девушки должны показываться ему, разрешать щупать пульс и доверять, как пастырю. И они не должны скрывать ни одной части тела от врача, не утаивать ни одной жалобы, не скрывать ни одной болезни и душевной тайны. Врач должен быть строгим хранителем, и. надлежит ему быть любящим и преданным делу. Если врач не будет таким, он враг, и не следует допускать его в дом . Если врач полностью будет владеть медицинской наукой и будет с легкой рукой и всеми любящий, то милостью всевышнего, что только не дает больному его рука, все пойдет на пользу"
(Цигин саакимон (Врачебная книга). Отсюда и вытекает правило, что если врач узнал о человеке как о нем самом, так и о том, что волнует его, все это должно сохраниться лишь в его памяти. Первые указания на запрещение врачом разглашать профессиональную тайну содержали такие законодательные акты, как эдикт курфюрста Бранденбургского Иоакима 1 (1512), Прусский врачебный эдикт (1725), прусский уголовный кодекс (1794), французский Соde Репаl (1810) и др.
Во всех законодательных актах феодальных или буржуазных государств учение о врачебной тайне включало два главных положения: прежде всего констатацию того, что врач должен сохранять в тайне все те сведения, которые доверены ему больным, а кроме того, что в определенных случаях закон обязывает его донести до властей те сведения, которые в своем содержании могут хранить опасные тенденции для общества (так, например, сведений о заразных, инфекционных болезнях; о замышляемых общественно опасных, преступных действиях и др.).
В целом в документах разных стран и времен понимание врачебной тайны было весьма пестрым: от абсолютного запрещения врачу нарушать ее во всех случаях до полного отрицания врачебной тайны как юридически закрепленного акта и выбора врачом решения, исходя из его нравственных, этических обязательств.
Дореволюционные врачи России в этом вопросе руководствовались "Факультетским обещанием", в котором значилось: "Обещаю . свято хранить вверяемые мне семейные тайны и не употреблять во зло оказываемого мне доверия."
Эта этическая сторона в деятельности специалиста имеет большое значение, так как существует немало различных заболеваний, о которых больной может поведать только врачу. И если доверительный откровенный разговор больного с врачом станет известным широкому кругу знакомых больного, то такой врач, разгласивший тайну страдающего, навсегда потеряет у него не только авторитет, но и всякое доверие. Таким образом, в соблюдении врачебной тайны заинтересованы обе стороны. Поэтому принцип ее соблюдения сложился в далекие времена, когда врачи не входили ни в какую корпорацию, не работали в каких-либо медицинских учреждениях, а были своего рода "ремесленниками", основное занятие которых было врачевание. В таких условиях потеря авторитета врача была связана и с экономической стороной, так как врач мог лишиться многих гонораров. Поэтому принцип соблюдения врачебной тайны носит общечеловеческий характер, независимо от социального устройства общества. Он стал как бы неписаным правилом, распространенным повсюду.