Перелом
Страница 2

а) б) в)

Рис. 1. Иммобилизация при помощи подручных средств:

при помощи деревянных брусков (а), пучка прутьев и поясного ремня (б), полы пиджака (в).

При отсутствии подходящих подруч­ных средств поврежденную руку фик­сируют к туловищу косынкой или краем одежды (рубашкой, полой пид­жака), а ногу прибинтовывают к здо­ровой ноге. Бинты можно заменить полотенцами, полосами какой-либо ткани.

Транспортную иммобилизацию производят как можно раньше; шину накладывают, как правило, поверх одежды и обуви, т. к., раздевая пострадавшего, можно причинить ему дополнительную трав­му; шину обертывают ватой или ка­кой-либо мягкой тканью; накладывая шины на обнаженную поверхность тела, следует для предупреждения про­лежней защитить костные выступы (ло­дыжки, мыщелки и т. п.) ватной или марлевой прокладкой. При наличии раны вначале на нее накладывают асептическую повязку (одежду лучше всего разрезать) и лишь после этого осуществляют иммобилизацию. Если возникает необходимость применить кровоостанавливающий жгут, его накладывают на конечность до шинирования, не при­крывая повязкой; при этом под жгут вкладывают записку, где указывают время его наложения. Нельзя допус­кать перетяжек конечности отдельны­ми турами бинта, это может привести к нарушению в ней кровообращения. Чувство онемения, ползания мурашек, синюшность пальцев служат призна­ками сдавления кровеносных сосудов, а также нарушений кровообращения. В этих случаях бинт в местах сдавления разрезают или заменяют, а шину накладывают вновь. В холодное время года в целях предупреждения резкого охлаждения или отморожения конеч­ность с наложенной шиной тепло укутывают.

Наиболее распространенная ошибка — использование слишком коротких шин, не обеспечивающих иммобилизации. Не­обходимо фиксировать не менее двух суставов, расположенных выше и ни­же поврежденной области, чтобы ис­ключить подвижность поврежденного участка. При неплотном прилегании шины к поврежденной конечности она не фиксирует место перелома, пере­мещается, вызывая дополнительную травматизацию.

Транспортная иммобилизация головы и шеи показана при всех повреждениях черепа, тяжелых сотрясениях го­ловного мозга, переломах шейных поз­вонков и обширных повреждениях мягких тканей. В качестве импровизированной шины можно использовать подкладной резиновый круг или каме­ру от автомобиля, мотоцикла. Ниж­нюю челюсть иммобилизуют с помощью твердого предмета, обернутого ватой, который помещают под подбородок и прибинтовывают к голове; целесообраз­но накладывать пращевидную повяз­ку (рис. 2).

Рис. 2. Иммобилизация нижней челюсти с помощью пращевидной повязки.

Для иммобилизации шеи применяют картонный или ватно-марлевый во­ротник. Такой воротник не должен затруднять дыхание.

При повреждении верхней конечно­сти ее можно подвесить на косынке или фиксировать к туловищу.

В случае перелома плеча при наличии шины ее накладывают от кисти до про­тивоположной лопатки, при этом локте­вой сустав фиксируют в согнутом (до90°) положении, что легко удается с помощью стандартной проволочной ши­ны, которую можно соответствующим об­разом согнуть. Из подручных материа­лов сгибается только картон, но он недостаточно плотен, в связи с чем длинная картонная шина слабо фик­сирует согнутый локтевой сустав. Поэтому при отсутствии стандартной проволочной шины лучше применить две импровизированные — одну от лопатки до локтя, другую от локтя до пальцев, после чего, согнув руку в локтевом суставе, ее фиксируют ко­сынкой (рис. 3).

Страницы: 1 2 3