а) б) в)
Рис. 1. Иммобилизация при помощи подручных средств:
при помощи деревянных брусков (а), пучка прутьев и поясного ремня (б), полы пиджака (в).
При отсутствии подходящих подручных средств поврежденную руку фиксируют к туловищу косынкой или краем одежды (рубашкой, полой пиджака), а ногу прибинтовывают к здоровой ноге. Бинты можно заменить полотенцами, полосами какой-либо ткани.
Транспортную иммобилизацию производят как можно раньше; шину накладывают, как правило, поверх одежды и обуви, т. к., раздевая пострадавшего, можно причинить ему дополнительную травму; шину обертывают ватой или какой-либо мягкой тканью; накладывая шины на обнаженную поверхность тела, следует для предупреждения пролежней защитить костные выступы (лодыжки, мыщелки и т. п.) ватной или марлевой прокладкой. При наличии раны вначале на нее накладывают асептическую повязку (одежду лучше всего разрезать) и лишь после этого осуществляют иммобилизацию. Если возникает необходимость применить кровоостанавливающий жгут, его накладывают на конечность до шинирования, не прикрывая повязкой; при этом под жгут вкладывают записку, где указывают время его наложения. Нельзя допускать перетяжек конечности отдельными турами бинта, это может привести к нарушению в ней кровообращения. Чувство онемения, ползания мурашек, синюшность пальцев служат признаками сдавления кровеносных сосудов, а также нарушений кровообращения. В этих случаях бинт в местах сдавления разрезают или заменяют, а шину накладывают вновь. В холодное время года в целях предупреждения резкого охлаждения или отморожения конечность с наложенной шиной тепло укутывают.
Наиболее распространенная ошибка — использование слишком коротких шин, не обеспечивающих иммобилизации. Необходимо фиксировать не менее двух суставов, расположенных выше и ниже поврежденной области, чтобы исключить подвижность поврежденного участка. При неплотном прилегании шины к поврежденной конечности она не фиксирует место перелома, перемещается, вызывая дополнительную травматизацию.
Транспортная иммобилизация головы и шеи показана при всех повреждениях черепа, тяжелых сотрясениях головного мозга, переломах шейных позвонков и обширных повреждениях мягких тканей. В качестве импровизированной шины можно использовать подкладной резиновый круг или камеру от автомобиля, мотоцикла. Нижнюю челюсть иммобилизуют с помощью твердого предмета, обернутого ватой, который помещают под подбородок и прибинтовывают к голове; целесообразно накладывать пращевидную повязку (рис. 2).
|
Рис. 2. Иммобилизация нижней челюсти с помощью пращевидной повязки.
Для иммобилизации шеи применяют картонный или ватно-марлевый воротник. Такой воротник не должен затруднять дыхание.
При повреждении верхней конечности ее можно подвесить на косынке или фиксировать к туловищу.
В случае перелома плеча при наличии шины ее накладывают от кисти до противоположной лопатки, при этом локтевой сустав фиксируют в согнутом (до90°) положении, что легко удается с помощью стандартной проволочной шины, которую можно соответствующим образом согнуть. Из подручных материалов сгибается только картон, но он недостаточно плотен, в связи с чем длинная картонная шина слабо фиксирует согнутый локтевой сустав. Поэтому при отсутствии стандартной проволочной шины лучше применить две импровизированные — одну от лопатки до локтя, другую от локтя до пальцев, после чего, согнув руку в локтевом суставе, ее фиксируют косынкой (рис. 3).
|