В условиях децентрализации системы здравоохранения, развития рыночных отношений и перехода к бюджетно-страховой медицине стало очевидным, что качество и безопасность медицинской помощи, а также эффективность предоставляемых населению медицинских услуг в значительной степени зависят от организации и системы управления медицинской помощью.
Серьезным ограничением существующей системы оказания населению медицинской помощи является отсутствие общих принципов и подходов к организации работы сестринского персонала. В настоящее время отсутствует единая система управления сестринскими службами на всех уровнях, что негативным образом сказывается на качестве и эффективности работы сестринского персонала.
Необходимо создание многоуровневой системы управления сестринскими службами с рациональным распределением задач и полномочий сестер-руководителей, начиная с главного специалиста по сестринскому делу Минздрава РФ, органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и кончая старшей сестрой отделения учреждения здравоохранения.
Повышению качества сестринской помощи будет способствовать осуществление комплекса мероприятий по стандартизации, лицензированию, аккредитации и сертификации.
Разработка и внедрение стандартов профессиональной деятельности сестринского персонала как в амбулаторно-поликлинических, так и в больничных условиях должны обеспечить четкую организацию работы сестринских служб.
Требуется создание информационных систем, позволяющих использовать сопоставимые данные о повышении качества помощи населению.
С целью рациональной организации работы и оценки качества оказываемой сестринским персоналом помощи потребуется компьютеризация учреждений здравоохранения и создание соответствующих информационно-аналитических систем.
Культура сестринского дела, этические нормы поведения, уважение прав пациента должны стать основой профессиональной деятельности сестринского персонала во всех ее организационных формах.
К сожалению, пока в нашей стране в сестринском деле как самостоятельной профессиональной отрасли нет достаточного количества высококвалифицированных специалистов, занимающихся выработкой идеологии, созданием учебников, методических материалов. Всем этим в основном занимаются врачи.
С другой стороны, нельзя не отметить консерватизма врачей (да и медсестер), который препятствует изменениям в сфере сестринского дела. Действительно, сестринское дело всегда ориентировалось на удовлетворение потребностей врачей и развивалось не как профессия сама по себе, а просто следовало за развитием медицины, становясь все более функциональным и целенаправленным. Врачу удобно иметь рядом медсестру как помощника, а не как равноправного партнера.
Опрос 31 врача и 45 медсестер Сергиево-Посадского района, проведенный в июне 2000 года, показал, что медсестры больше знают о сестринском процессе, чем врачи, и оптимистичнее относятся к его будущему (см. таблицу).
Из приведенных данных видно, что они уже склонны осознавать свой профессиональный статус в соответствии с нормами, принятыми в мировом сообществе.
Таблица
Результаты опроса практикующих врачей и медсестер
Показа-тели |
Ничего не слышали о |
Вроде бы |
Слышали |
Слышали и даже знают |
Сестринский процесс |
|||
|
сестринском процессе |
слышали |
|
что это такое |
не будет внедрен никогда |
Будет внедрен |
||
|
|
|
|
|
|
через 30 лет |
через 20 лет |
через 10 лет |
Врачи М/с |
61.3% 46,7% |
16.1% 8,9% |
12,9% 24,4% |
9,7% 20% |
64,5% 40% |
12,9% 11,1% |
16,1% 16,1% |
6.5% 32,8% |
Показа-тели |
При переходе на новую модель оказания помощи будет труднее |
Внедрению принципа информированного согласия на лечение мешают |
||||||
|
медсестрам |
врачам |
всем |
затрудняюсь ответить |
врачи |
медсест-ры |
пациенты |
затрудняюсь ответить |
Врачи М/с |
54.8% 46.7% |
22% 15.6% |
16,1% 36.6% |
6,5% 11,1% |
41.9% 53.3% |
12,9% 11.1% |
29% 6.7°. |
16.2% 9% |